«СМОТРИТЕ ВНУТРЬ СЕБЯ..»
/Георгий (Стратоник), затворник Задонский, о помыслах и внутренней духовной брани. Из писем/
...Мысли, как облака, парят, летят и изменяются. Когда внезапно помрачается день и солнце покрывается тучами, тогда кажется: поднебесная страна одевается в траур печали. Лишение дневного света поражает скукою и томительным унынием. Так бывает и с человеческим сердцем, ежели оно не ходит вслед Иисуса Христа, глаголющего: «ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» (Ин 8, 12), – каждому глаголет Господь. Поэтому можно каждому разуметь, что следы Христа суть Его учение и заповеди; и кто не живет по Его завещанию, тот умирает по своему изволению. Иго благое и бремя легкое отвергающие подвергаются томлениям от не-проницаемой ночи.
Мысль благая есть светлый луч для озарения души. Надобно подражать в испрашивании сего благодатного луча святому Иоанну Златоусту, молящемуся к Богу: «Господи! Даждь ми мысль благу». Грусть, печаль, тоска и прочие досады или душевные оскорбления бывают от находящих мыслей, которые на сердце воображают неприятности и возмущают всю душу. Но лишь только явится благая мысль, они исчезают, как мрак от света. Ежели благая мысль побуждает человека на какое-либо доброе дело, то дело сие немедленно, по возможности своей, следует исполнить, а иначе сердце опять исполнится томительными непотребными мыслями. Теперь из этого видно, что человек свободен ко всему и получит праведное воздаяние не только по делам своим, но и по мыслям, когда что мыслил худое или доброе. Кто же без Господа знает, что завтрашний день будет он жив и здоров? И ежели Господь хочет сегодня в который либо час отделить душу от тела, кто же может воспротивиться и еще продолжить жизнь свою? Никто! Поэтому надобно быть готовым к переселению каждый день и час. Хотя бы хорошее здоровье и не обещало скорой смерти, однако по воле Господней все может быть. Как готовящиеся в дорогу имеют письменный о себе вид и довольно денег, так готовящимся в другой мир надобно иметь чистую молитву и добрые дела...
+
...Не слушайте лукавого, когда приносит на сердце помышление лукавое; лукавый дух о том и старается, чтобы смутить сердца, оклеветать одного другому и на место любви и кротости водворить злобу и мщение; но любящие Бога хранят Божию заповедь и побеждают всякое зло взаимною друг к другу любовью. Истинная любовь покоряет всякую страсть; она превосходит все желания плотские и соединяет душу с Богом; а «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим 8, 28). Чтобы пребывать во благих, нужно противиться злым помыслам и не слушать таких советов, которыми душу отвлекают от любви Божией. Спасайтесь о Господе каждый в своем звании – да будет вам Покровительница Матерь Божия...
+
...Мысль рождается от сердца и износит слово; словом познается мысль, а по ней и самое сердце – и бывает дело по намерению. Всякое зло побеждается благим делом. Благие мысли покоят душу; и все это зиждется внутри нас, когда ищем Царствия Божия.
Как удалить гнев гонителей? Любовью! Как жить? По заповеди Христовой. Покуда блуждает мысль, потуда и ересь укрепляется в сопротивных. О, да воссияет святая вера, именем Христовым воскрешающая мертвых!..
+
...Счастливы претерпевающие безропотно! Находящие мысли беспокоят душу, и сердце износит свои помышления; но на что нам они, когда мы имеем готовое назначение, чтоб делать, распоряжать и мыслить точно так, как заповедано Иисусом Христом? Противящиеся Его велениям противны Ему. Таковые хотя и смеются, радуясь о прельщении себя своими мнениями, но в день судный восплачутся и возрыдают, и не будет утешающего их, ежели ныне не покаются и не обратятся к Богу с сокрушенным сердцем.
Во многом совете спасение. Советоваться во всякое время должно и можно и с совестью своею, и с Божиими оправданиями, как изъясняется святой царь Давид (см.: Пс. 118, 24, 105): «советы мои оправдания Твоя»; или: закон Твой свет стезям моим». Поэтому как нам, так и каждому предлежит одно и то же делание заповедей Господних. Вы за то будете отвечать, что могли сделать добро – и не сделали; а которого не могли, того и не спросится. Мы должны делать, что можем, сегодня, а завтрашнее не надобно мешать в сегодняшние мысли; надобно мало говорить и много делать полезного – вот истинное приобретение души!..
+
…Каждой душе, верующей во Христа, должно слушать Христа, поучаться смирению и кротости, отвергать неподобающие помыслы, которые иногда как будто шепчут в ухо и подущают одеваться в какую-нибудь соблазнительную одежду. Это особенно вам приключается, и как в церковь Божию идти бывает нужно – тогда бесовский смех на смущение христианских душ. Дадут ответ пред Богом во время свое и те особы, которые любят очень пристрастно и гордо украшать себя единственно для того, чтобы на них люди посмотрели и отдали им свое почтение; но на обнаженные их сердца смотрит Бог и воздаст им по прелести ума их, ежели не покаются.
Известно вам, что гордый дух ненавидит смиренный образ Христова и христианского благочестия. Он всячески старается уклонять от молитвы в рассеянность, а от благоговения в суетные разговоры. Не спит всегубитель, но ищет под всяким предлогом и видом уловить спасающуюся душу. Вы удобно можете познать его, когда он является вам с премудрою своею злоковарностью в образе Ангела светла.
Какой дух, благой ли или злой, шепнул вам в ухо и вложил мысль на сердце написать ко мне, что вы больше плакали, нежели Матерь Божия? Конечно, благой сего не внушит вам; это вы можете понимать, подумайте только о себе смиренно. Ежели бы ваши слезы и так были велики, как море, чего никак и быть не может, – о! и тогда они недостойны к сравнению с одной капелькой от слез Божией Матери. Смиренная раба Господня всегда смиренно о себе помышляет. Буди вам делом и занятием вашим, прошу вас, чтобы непрестанно повторять сию молитву в сердце своем: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!..
+
...Божиею милостию и смирением благоустрояется истинная добродетель, которая волею же Божиею подвергаема бывает разным испытаниям от находящих человеческих и мысленных оскорблений, и все это нужно благодушно претерпевать. Припоминается еще и то: когда Семей проклинал царя Давида и каменьем бросал в него, а друзья царевы тут же хотели убить сего злоречивого человека, что сказал им царь? «Господь велел ему клясть Давида, да будет милостив ко мне, видя мое смирение» (2Цар.16,16)...
+
...Благость Божия благими мыслями да утешит ваше сердце! «Человек суете уподобися: «дни его, яко сень» преходящая,– поет царь Давид» (Пс 143, 4). И еще он же так выражается: «Господь весть помышления человеческие, яко суть суетна» (Пс 93, 11). А каковы помышления, таковы и суждения; о предрассудках же нечего и говорить: они как песок. Одно только слово Божие, предложенное в книгах Священного Писания, может от-крыть вам самих вас и приятно руководствовать в покой вечного блаженства. Чистые сердцем ублажаются, что они узрят Бога, – поэтому нет ничего нужнее, как всеми силами и средствами стараться об очищении своего сердца, чтобы никакая подозрительная мысль не имела в нем себе пребывания: тогда уже тяжко будет слушать говорящих суетное и ложное, и не только слушать, но и быть с ними вместе; напротив же сего, приятно будет обращаться с плачущими и воздыхающими о бедствовании души во многомятежном мире сем и о Страшном Суде Божием; с такими людьми не рассталась бы душа, всегда ищущая очищения от неподобных помышлений.
Сердечное сообщение мое вам да будет в славу Божию и в пользу внимающей душе вашей. Близок Бог к претерпевающим тесноту и прискорбие ради Царствия Божия Небесного – это вы знаете. Но знакомо ли вам и тщательное испытание вашего сердца, и произволение, чему внимает и что приемлет ваше сердце и в каком слове более любит медлить душа ваша? Очень благоприятно, когда внимание ума погружает в единственную мысль, – чтобы, удаляясь всякого празднословия, всяко благоугодить Богу...
+
...Если мысли, как облако, изменяются, то и проходят также подобно облакам. Пасмурно на дворе, мрачно и в комнате, скучно и на сердце; но и это скоро изменяется, и тьма исчезает при появлении солнечных лучей; а когда ужасные ударяют громы и молния разительно блистает, тогда содрогается душа, простирается на молитву и успокаивается в надежде, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит...
+
...Не могу удержаться, чтобы не подарить вам сейчас красный крест за два прекрасных стишка: 1) Принимая и отражая нападение, мы становимся опытнее и искреннее в любви к Богу. 2) Когда демоны, изгнав ум из целомудрия, окружат блудными помыслами, тогда со слезами воззови ко Владыке: «изгоняющий мя... обыдоша мя» (Пс 16, 11); Радосте моя! «избави мя от обышедших мя» (Пс 31,7) – и избавишься. И 3-й вдобавок: восприими пост, труд, бдение и доброе безмолвие с прилежною молитвою – вот и пламенеющий крест готов! Утешайся им, сестра моя, во Господе!...
+
...По всегдашнему блюдению и точному рассматриванию всяких причин, от коих приключаются разные случаи в человеческом роде, спасительною мыслию светло видится, что нет ни одной причины, которая бы не служила к пользе сердца, пребывающего в нищете духовной. Наша воля – принимать в сердце прелестное мечтание или отвергать по истинному разуму, чтобы чрез отвержение минутных сладостных утешений удобно могли принять и нести свой крест и идти вслед Спасителя Христа, не уклоняясь ни в какую сторону. Кто же неизвестен, что мир прелестен и миродержатели многохитры в своих умышлениях. Они знаниями своими высоки и надменны; им угодно мечтать, высокопарный престол суда своего иметь среди звезд небесных; и потому гордым духом без пощажения судят каждого смиренного: они о себе мудры и трудолюбивы в плетении и соткании сетей своих...
Однако вы, матушка, возмогайте терпением о благочестии, не побеждайтесь от зла, но, уклоняя злую мысль, платите благим делом – и будет славная победа на вашей стороне... Веруйте! Нужно непрестанно питать свою душу словом Божиим и видеть с усмотрением движений мысленного существа своего, какой надобно быть душе смиренной, которая молится о другой душе, уклонившейся в заблуждение.
+
...когда вам слышится и памятуется хульное слово, в ту ж минуту преклонитесь на молитву и просите Господа, чтобы не повторялись в памяти вашей хульные слова; а ежели, по попущению, и будут представляться, только вы не внимайте им и не повторяйте их. Противиться им можете – это в вашей воле. Умоляйте Матерь Божию о предстательствовании: Она обидимых защищает и сохраняет под покровом Своим. Уверьте сами себя, что не только соблазнительными шутками или кощунством и смехом, но и праздным словом оскорбляется благодать Господня и оставляет человека, по воле его, как он хочет. Этого несчастия нет ничего опаснее!!!
…Еще слово к вашему сердцу: находящие хульные мысли или от кого произносимое хульное слово должно уничтожить в то же мгновение и не давать места им на памяти. Ежели они и неотступно находят, то и тогда не внимать им – и, посрамившись, отойдут, видя непрестанно призываемое имя Христово...
+
...Иисус Христос свидетельствует нам, что царствие Божие внутрь вас есть, и что от сердца исходят помышления благая и злая: поэтому мы все внимание и старание должны обратить на мысли; и когда, при помощи Божией, проразумеем свое мысленное качество, тогда станем познавать и сердце, любит ли оно всего более своего Творца и Господа, или уклоняется только на то, чего когда пожелает. Пожелание же какой-либо вещи, или утешения, кроме Бога, увлекает нас в пространство прелестей, и мы сами произвольно отвращаемся от света истины, и во мраке собственных удовольствий лишаемся сладчайшего утешителя-Бога...
+
...Не следует нам бояться никакого страхования, – когда в вечер или в ночь читаем молитвы и молимся Господу. Скажите себе: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся? все ничто! Страхование наносит душе нечистый дух: и если ум не смутится и не оставит молитвы, – лукавый дух исчезнет. Я взываю к Ангелу моему, прогонителю злых духов: Святый Великомучениче Георгие! прогони от меня нечистого духа! и-получаю просимое, и бываю покоен. Я сердечно говорю с вами: когда сопротивный дух наносил мне страхование, тогда внушал он душе моей: оставь молитву и отступлю от тебя; из этого разумно было, что молитвы ему – стрелы, и с продолжением оных исчезает всякое страхование. – Почто вы боитесь в комнате быть одна? Да я хотел бы и в расселине земной сокрыться, только бы молиться. В этом – истинная наша надежда! Не молиться – страшно, а молиться есть спасение. Сам Господь заповедал: бдите и молитесь, да не войдете в напасть; нападает враг на молящихся, да ничего не может сделать им без попущения Божиего. Он хотел пожрать одного спасающегося, и явился ему в странном виде, разинув пасть свою, чтобы поглотить его; но благоугождающий Господу без боязни сказал сопротивному: пожри меня, если можешь; Господь же мой не попустил тебе того: что же всуе трудишься? – и тотчас исчезло привидение. Господь и не кающихся грешников долго терпит, в ожидании их покаяния; а обращающихся и кающихся всячески милует, прощает и спасает. Теперь, надеясь на заступление Божие, вы не будете бояться, когда на молитве вам будет страхование.
...В отражение мысленных страхований, еще не воображаемых, а только что сближающихся к душе, внутренним словом просто говорю я к ним: от тайного коварства и хитрости вашей, злокозненные духи, к поражению вашему я имею Крест Христов и Самого Господа Иисуса Христа, Спасителя моего. Он не благоволил вам, помрачившимся, являться в гнусном виде вашем на устрашение меня; исчезни, вражия сила, гонимая силою Креста Господня!..
+
...Чувства очищаются внимательным чтением святого Писания и размышлением об оном. Тогда душа очень приятно поглощается словом Божиим и ощущает сама в себе премирное спокойствие. Растлевается же сие спокойствие празднословием; от того и скука, и грусть находят часто: но смиренное терпение ради Бога в благих занятиях и трудах вознаграждает чистейшим утешением сердца искренних...
+
...Смотрите внутрь себя: вы теперь можете видеть, как идут дни жизни вашей и чем более занято сердце ваше – молитвою ли, чтением ли и размышлением о житии святых, благоугодивших Богу, или уклонением в сопротиволежащие слабости под извинительным предлогом немощи? Удобно можете рассмотреть движения чувств ваших, ежели вы одни и никто вам не противословит. Вам прилично радоваться, а не унывать; сердцу, посвященному на служение Господу, надлежит радоваться о едином Господе, презирая и отвергая все прочие, непристойные благочестию, радости. Вы одарены умом и рассуждением, может быть, более других, а потому и обязаны более других внимать себе и блюсти себя, чтобы умствовать в смирении сердца и рассуждать о настоящем и предлежащем течении дней временной вашей жизни!..
+
...Вам нужно, чтобы теперешнее ваше смущение прошло: оно и пройдет; только прошу вас не внимать находящим помышлениям. Утвердитесь в Господе; не ищите ничего по находящим вам мнениям; всякое мнение вам надобно победить верою. Помните, что наша брань не к видимым, не к плоти и крови, но к невидимым, «к духовом злобы поднебесным». Господь нам прибежище и помощь, когда мы и очень бываем оскорблены. Не смотрите на других, кто что делает; вы имеете свое дело – занимайтесь чтением, молитвою и рукоделием, приличным вам.
Молитву же Иисусову непрестанно имейте на сердце вашем; пусть, как хотят, смущают вас находящие мысли, – вы терпите и утверждайтесь верою и нимало не внимайте им. Знаете, что когда дуют ветры, тогда колеблется и смущается вода, потом устаивается и бывает чиста и годна к употреблению... никаких не принимайте помыслов и не смущайтесь ничем; смерти не желайте; наша жизнь – Иисус Христос! Если вам пришлют что сладкое, благодарите – и отдавайте другим, горьким на утешение. Помыслы вас давно выгоняют из монастыря. Скажите им: «Не слушаю вас, я по своей воле никуда не пойду, и здесь мне очень хорошо. Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу!»